16.09.2019
Просмотров: 135231
«Особенности поведения у детей с ранним аутизмом»Ранний детский аутизм – это особая форма нарушенного психического развития с неравномерностью формирования различных психических функций, со своеобразными эмоционально-поведенческими, речевыми и иногда интеллектуальными расстройствами. Необходимо знать, что «аутизм» - это медицинский диагноз, и первичная диагностика должна проводиться медицинскими работниками, цель которых – дифференцировать РДА от других нарушений развития (например: олигофрении, алалии, шизофрении). Диагноз РДА - должен ставить только врач психиатр. Первые признаки аутизма проявляются у ребенка в течение первых двух лет жизни. Особенно ярко аутизм проявляется в возрасте 3–5 лет и сопровождается страхами, негативизмом, агрессией. В раннем возрасте возможно несколько типов реакции по отношению к близкому взрослому (прежде всего к матери): 1. Дети не реагируют на присутствие или удаление матери, не тянутся к ней, а взятые на руки остаются пассивными, не выраженность «комплекса оживления» (отсутствие фиксации взгляда на лице человека, улыбки и ответных реакций в виде смеха). 2. Возможна и негативная форма реакции при контакте с матерью, когда ребенок относится к ней недоброжелательно, гонит ее от себя и не только не обнимает, а даже стремится ударить. 3. Существует также симбиотическая форма контакта, наблюдаемая у более старших детей, когда ребенок отказывается остаться без матери, тревожен при ее отсутствии (при этом он может не проявлять к ней ласки и нежности). У детей дошкольного возраста в качестве основных компонентов аутизма выделяют: 1. «Уход в себя», значительное снижение контактов с окружающими или полное отсутствие их, погруженность в свой внутренний мир. Ребенок избегает раскрывать содержание своего внутреннего мира, часто вообще не поддерживает беседу, молчит в ответ на задаваемые вопросы. И лишь по неожиданным фразам, случайно произнесенным словам, звукам, жестам можно косвенно догадаться о его страхах, переживаниях, фантазиях. 2. «Избегание контакта» проявляется в том, что ребенок в присутствии родных или в коллективе сверстников как бы игнорирует окружающих, держится отстранено и изолировано. Для этих детей характерны отсутствие сопереживания по отношению к близким, черты холодности, отчужденности. 3. Повышенная чувствительность к световым, слуховым, тактильным, температурным раздражителям. Это приводит к тому, что окружающая среда для ребенка с РДА становится источником эмоционального дискомфорта. Дети повышенно ранимы к резкому тону, замечанию в свой адрес. Человеческое лицо также нередко становится чрезмерным раздражителем, чем объясняется отсутствие прямого зрительного контакта. 4. Нарушение чувства самосохранения с элементами самоагрессии. Они могут неожиданно выбежать на проезжую часть, у них отсутствует «чувство края», плохо закрепляется опыт опасного контакта с острым и горячим. Все вышеперечисленное, а также постоянный эмоциональный дискомфорт создает у ребенка почву для возникновения страхов. Страхи занимают одно из ведущих мест в формировании аутистического поведения этих детей. При налаживании контакта обнаруживается, что многие обычные предметы и явления (определенные игрушки, бытовые предметы, шум воды, ветра и т.д.), а также некоторые люди вызывают у ребенка постоянное чувство страха. Выделяется четыре группы раннего детского аутизма. Основой для систематизации являются способы взаимодействия с окружающим миром и способы защиты, вырабатываемые детьми с ранним детским аутизмом. I ГРУППА – наиболее тяжелая форма аутизма. Характерные признаки: o эмоциональный контакт со взрослыми отсутствует; o реакция на внешние раздражители слабы; o может присутствовать мутизм (ребенок не отвечает на вопросы и даже не даёт понять знаками, что он согласен вступить с окружающими в контакт); o типична мимическая маска глубокого покоя; o характерно полевое поведение (бесцельное перемещение по комнате); o избегание сильных стимулов, вызывающих страх (шум, яркий свет, прикосновение и т.д.). II ГРУППА. Характерные признаки: o присутствует реакция на неприятные физические ощущения (боль, холод, голод); o в речи преобладают однотипные штампы-команды; o возможно выполнение просьб матери; o чрезмерная привязанность к матери; o сочетание эмоциональной холодности к окружающим с повышенной чувствительностью к состоянию матери; o стереотипные действия, направленные на стимуляцию органов чувств (шуршание бумагой, вращение предметов перед глазами и т.д.); o стимулирование вестибулярного аппарата раскачиванием, подпрыгиванием и т.д.; o ритуализация повседневной жизни. III ГРУППА. Характерные признаки: o наличие речи в виде эмоционально насыщенного монолога; o способность выразить свои потребности посредством речи; o конфликтность; o поглощенность одним и тем же занятием; o большой словарный запас “книжного характера”; o парадоксальное сочетание тревожности и пугливости с потребностью в повторном переживании травмирующих впечатлений. IV ГРУППА - наиболее благоприятная в плане коррекции. Характерные признаки: o способность к общению; o интеллектуальные функции сохранны; o чрезмерная потребность к защите и эмоциональной поддержке со стороны матери; o присутствие ритуальных форм поведения; o круг общения ограничен близкими взрослыми; o трудности в усвоении двигательных навыков.
Особенности познавательной и эмоционально-волевой сферы детей с ранним детским аутизмом
Правила общения с аутичными детьми: 1. Как бы ни было трудно, но необходимо принимать ребёнка таким, какой он есть, проявлять гибкость. 2. В любой ситуации исходить только из интересов ребёнка. 3. Изо дня в день строго придерживаться определённого режима и ритма жизни ребёнка, подстраивать под этот режим распорядок дня всей семьи. 4. Соблюдать ежедневные ритуалы, обеспечивающие безопасность ребёнка. 5. Научиться улавливать малейшие вербальные и невербальные сигналы ребёнка, свидетельствующие о его дискомфорте (плач, крик, необычное поведение: потряхивание руками, раскачивание и т.д.). 6. Чаще присутствовать на занятиях в группе (в классе), где занимается ребёнок. 7. Как можно чаще разговаривать с ребёнком, стараясь установить с ним вербальный (речевой) контакт. 8. Обеспечивать комфортную обстановку для общения и обучения как дома, так и в детском коллективе. 9. Терпеливо объяснять ребёнку смысл его деятельности, используя чёткую наглядную информацию (схемы, картинки, пооперационные карты и т.д.). 10. Избегать переутомления ребёнка. 11. Идите «за ребёнком». Действуйте последовательно, поэтапно, не форсируйте события.
Подготовила психолог бюро №3 Л.Ю.Прадедова Дата изменения: 31.03.2020 15:01:15 Количество показов: 135231 |